x Закрыть
x
Природоохранная прокуратура информирует об изменениях в законодательстве...

 

Установлены особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

 

Федеральным законом от 24.04.2020 № 146-ФЗ "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" внесены изменения, которыми установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется без проведения плановых проверок.

Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения проводятся должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области рыболовства на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области рыболовства.Федеральный закон вступил в силу 5 мая 2020 года.

 

С 1 июля вступает в силу документ, определяющий новый порядок взаимоотношений между водоканалами и абонентами.

 

С 1 июля 2020 года вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод.

Речь идет о постановлении Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Постановление устанавливает новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты.

Кроме того, обновлена существующая система компенсации наносимого экологического ущерба.

Важным нововведением является утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы. 

 

Природоохранная прокуратура разъясняет законодательство, регулирующее охрану питьевой воды

  

Право на чистую питьевую воду непосредственно связано с правом человека на благоприятную окружающую среду.Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Согласно требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованную подачу воды и (или) ее подвоз в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Федеральным законодательством установлена административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.К примеру, факты нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства могут квалифицироваться по ст. 6.3, 6.5, 8.42 КоАП РФ, ст. 236, 238 УК РФ.

 

Вступил в силу порядок учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам

 

С 7 мая 2020 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 06.02.2020 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам».

Учет осуществляется на основе сведений, представляемых лицами, относящимися к малочисленным народам, общинами малочисленных народов, а также федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.Законом определены, в числе прочего, перечень сведений, необходимых для формирования списка лиц, относящихся к малочисленным народам, а также перечень документов, представляемых заявителями.Документами, содержащими сведения о национальности заявителя, признаются:— выданное в установленном порядке свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданные в установленном порядке, или иные содержащие сведения о национальности заявителя официальные документы, архивные документы (материалы);

- документы, содержащие сведения о национальности родственника (родственников) заявителя по прямой восходящей линии, а также документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с указанным (указанными) лицом (лицами).

Если ранее в список были внесены сведения о членах семьи заявителя (родителях и детях, за исключением усыновленных (удочеренных), дедушках, бабушках и внуках, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьях и сестрах, а также родственниках третьей степени родства), представление документов, содержащих сведения о национальности заявителя, не требуется.

Порядок ведения списка, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с ведением списка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с уполномоченным органом должно определить Правительство Российской Федерации.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 11-ФЗ (вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования Федерального закона) определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды используют сведения, содержащиеся в списке, для обеспечения реализации социальных и экономических прав лиц, относящихся к малочисленным народам, и не вправе требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности.

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос: я живу в частном доме. Твердые коммунальные отходы сжигаю в печи и закапываю на придомовом земельном участке. Обязан ли я заключать договор на вывоз отходов?

Ответ: да, Вы обязаны. 

В соответствии с ч. 4 ст. 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Отказаться от заключения договора вправе только юридические лица в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является ООО «Инновационные технологии».

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос: будет ли считаться браконьерством, если рыба в сети не попала?

Ответ: да, будет.

Часть 1 статьи 256 УК РФ устанавливает уголовную ответственность, в том числе за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.

Согласно разъяснению п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)» под незаконной добычей водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства.

Таким образом, если лицо расставило на реке, в озере, в другом водном объекте сети, запрещенные к применению действующими правилами рыболовства, способные причинить массовое истребление водных биологических ресурсов (лесковые сети из мононити, длинной перекрывающей водный объект), то оно уже совершило преступление, предусмотренное частью 1 статьи 256 УК РФ, и может быть наказано лишением свободы сроком до 2 лет. 

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос: я являюсь собственником земельного участка и жилого дома, расположенного в частном секторе. В настоящее время собираюсь построить гараж для хранения личного автомобиля. Нужно ли для этого разрешение на строительство?

Ответ: разрешение на строительство в Вашем случае не требуется. 

В случаях, предусмотренных ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе при строительстве гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, разрешение на строительство не требуется.

Таким образом, если Вы планируете возвести гараж на принадлежащем Вам земельном участке, неиспользуемом для предпринимательских целей, то получение разрешения на строительство не требуется.

Вам также необходимо учесть, что размещение гаража на земельном участке должно соответствовать градостроительным, строительным нормам и правилам в части высоты объекта, минимальных расстояний до соседнего участка, жилых (нежилых) объектов, деревьев и кустарников.


По иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора суд обязал ликвидировать свалку отходов производства и потребления на общей площади 12 га.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой выявлено незаконное размещение свалки бытовых и промышленных отходов в районе водозабора мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьска на общей площади 12 га.

Проверкой установлено, чтоадминистрацией города Ноябрьска, меры по своевременной очистке территории от отходов, ликвидации незаконного размещения отходов и восстановлению нарушенных земель в течении длительного периода времени в нарушение ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 3 и ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»не принимались.

Меры по ликвидации свалки и рекультивации земельного участка также не принимались Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений развития нефтегазового комплекса ЯНАО, несмотря на то, что несанкционированная свалка отходов производства и потребления частично расположена на земельном участке лесного фонда.

В связи с выявленными нарушениями Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор 23.08.2019 обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Ноябрьска и Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений развития нефтегазового комплекса ЯНАО с требованием ликвидировать выявленную свалку и рекультивировать загрязненный земельный участок.

Требования природоохранного прокурора с учетом апелляционного обжалования удовлетворены в полном объеме.

Выполнение указанных мероприятий поставлено природоохранной прокуратурой на контроль. 


 

По требованию Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходамиустранены нарушения требования действующего законодательства.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка в деятельности ООО «Вис Север» (далее также – Общество), эксплуатирующего полигон по захоронению твердых бытовых отходовгорода Муравленко.

Как установлено в ходе проверки данный полигон относится к объектам негативного воздействия на окружающую среду II категории, что обязывает Общество в случае отсутствия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.

Однако в нарушение требований статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗдействующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение у ООО «Вис Север» отсутствовали,при этом Обществомна момент проверки не приняты меры к подаче декларации о воздействии на окружающую среду.

В связи с выявленными нарушениями 07.02.2020 руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены в полном объеме, ООО «Вис Север» подана декларация о негативном воздействии на окружающую среду.

Также природоохранным прокурором в отношении ООО «Вис Север» и генерального директора ООО «СРГ» (управляющей организации ООО «Вис Север») 13.03.2020 и 18.03.2020 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ.

Учитывая добровольное прекращение противоправного деяния и устранение нарушений до возбуждения административных дел виновные лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждения.


 

В результате принятых природоохранной прокуратурой мер предприятие заплатит 1 миллион рублейзасамовольное использование лесного участка»

По результатам проведённой Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки,в деятельности ООО УК «Юграгидрострой» выявлены нарушения требований законодательства при использовании арендованного лесного участка.

ООО УК «Юграгидрострой» с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее также - Департамент) заключен договор аренды лесного участка длядобычи песка на гидронамывном карьере со сроком действия до 02.06.2019.

Вопреки требованиям гражданского и лесного законодательства ООО УК «Юграгидрострой»лесной участокпосле окончания действия договора Департаменту не передан.

Использование ООО УК «Юграгидрострой»лесного участка в отсутствие правоустанавливающих документов, включая действующие проекты освоения лесов, приводит к неконтролируемому воздействию на окружающую среду.

Бездействие Общества по передаче лесного участка по акту приема-передачи арендодателю препятствует реализации прав собственника лесного участка по его использованию по назначению и распоряжению.

По выявленным нарушениям Ямало-Ненецким природоохранным прокурором управляющему ООО УК «Юграгидрострой»02.03.2020внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако нарушения закона не устранены. 

В этой связи природоохранным прокурором 17.04.2020в Пуровский районный суд направлено исковое заявление о возложении на ООО УК «Юграгидрострой»обязанности передать лесной участокДепартаменту и о взыскании ущерба, причинённого вследствие самовольного использования лесного участка в размере 1 046 334 руб.

Решением суда от 25.05.2020 требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме. Установлен контроль за исполнением решения суда.


 

Природоохранной прокуратурой выявлены свалки отходов в городских лесах г. Муравленко.

На землях населенного пункта город Муравленко расположены городские леса, площадь которых составляет более 7 тыс. га.По своему назначению городские леса, выполняя защитные и санитарно-гигиенические функции, являются рекреационными лесами, где осуществляется отдых жителей города Муравленко.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией города не принимаются должные меры по охране и защите городских лесов.

Прокуратурой обнаружено 33 несанкционированные свалки бытовых, строительных и иных отходов различных классов опасности. В ряде случаев свалки горючих отходов непосредственно прилегают к лесным насаждениям, что создает угрозу пожарной безопасности.

Требуют обновления и прочистки расположенные в городских лесах минерализованные полосы и противопожарные разрывы, однако выполнение соответствующих работ администрацией города не обеспечено несмотря на наступление с 15.05.2020 на территории ЯНАО пожароопасного сезона.

По результатам проверки Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор 26.05.2020 внес представление главе г. Муравленко. Представление рассмотрено главой города с участием прокурора 27.05.2020, органом местного самоуправления разрабатывается план устранения нарушений. Природоохранная прокуратура обеспечит контроль за фактическим устранением нарушений закона.

По постановлениям Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходамипривлечен к административной ответственности.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка в деятельности АО «Экотехнология» (далее также – Общество), эксплуатирующего полигон твердых отходов, строительных материалов и конструкций г. Новый Уренгой.

Как установлено в ходе проверки срок эксплуатации полигона, определенный положительным заключением государственной экологической экспертизы, истек 16.02.2017.

Однако АО «Экотехнология» в нарушение требований ст. 33, 34, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» на момент проверки продолжало использование объекта для размещения отходов в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Также в ходе проверки установлено, что АО «Экотехнология» в нарушение требований ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49, инвентаризация указанного объекта размещения отхода не проводилась более 5 лет.

В связи с выявленными нарушениями в отношении АО «Экотехнология» и его генерального директора природоохранным прокурором 13.03.2020 и 19.03.2020 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 12 ст. 8.2 и ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административных дел юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 380 000 рублей.


По представлению природоохранного прокурора оператор по обращению с отходами устранил нарушения закона.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проводилась проверка в отношенииМУП «Автодорсервис», осуществляющего деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. В г. Губкинский предприятие осуществляет деятельность на полигоне по обезвреживанию бытовых отходов и на полигоне ТБО и ТПО.

В нарушение требований приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 имеющаяся у предприятия программа производственного экологического контроля не отвечала установленным требованиям.

На момент проверки не была обеспечена полнота и достоверность учета в области обращения с отходами, что повлекло предоставление предприятием недостоверной отчетности за 2018 год. Расхождения возникли в связи с занижением массы принятых твердых коммунальных отходов на 3,8 тыс. тонн. Неверное отражение массы размещаемых отходов привело к неправильному исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По представлению прокурора предприятие привело программу производственного экологического контроля в соответствие с предъявляемыми требованиям, а также произвело корректирующий расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 222 тыс. рублей, внесло плату на счет уполномоченного органа. К дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица, допустивших нарушения закона.  


 
 

 

По представлению природоохранного прокурора администрация Надымского района ликвидирует несанкционированные свалки отходов.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в мае 2020 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в том числе охраны земельных участков от загрязнения, в ходе которой в границах г. Надыма выявлено 19 несанкционированных свалок отходов, информацией о которых администрация Надымского района не располагала и меры по их ликвидации не принимала.

В нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ на земельных участках в границах города Надыма не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение почв, влекущее негативное воздействие на земли.

Большинство обнаруженных свалок по структуре состоят из коммунальных отходов, металлолома, строительных конструкций и отработанных автомобильных покрышек. Часть свалок находится в непосредственной близости от зеленых насаждений. В условиях начавшегося с 15.05.2020 в регионе пожароопасного сезона наличие свалок отходов не только нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, но и создает угрозу пожарной безопасности.

С привлечением представителей администрации Надымского района проведен осмотр мест несанкционированного размещения отходов, зафиксированы координаты и границы объектов.

По результатам проверки Ямало-Ненецким природоохранным прокурором 28.05.2020 внесено представление об устранении нарушений закона главе администрации муниципального образования Надымский район, которое безотлагательно рассмотрено 29.05.2020 и приняты меры по устранению несанкционированных свалок.

В рамках исполнения представления органом местного самоуправления 03.06.2020 организованы мероприятия по очистке земельного участка и берега водоема от отработанных автомобильных покрышек и бытовых отходов.

Фактическая ликвидация всех выявленных свалок находится на контроле природоохранной прокуратуры.


Суд автономного округа отказал в удовлетворении жалобы нефтяной компании и оставил в силе решение суда о возмещении вреда в размере 25 млн. рублей, причиненного в результате загрязнения лесов.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Газпромнефть-ННГ» законодательства о недрах, земельного и лесного законодательства.

В ходе обследования территории Крайнего месторождения выявлен факт порчи земель в результате нефтезагрязнения, образовавшегося по причине порыва трубопровода, произошедшего при проведении гидроиспытаний.

Поскольку предприятие не приняло исчерпывающие меры по устранению нарушений закона, Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в суд направлено исковое заявление к АО «Газпромнефть-ННГ» о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду,в размере более 25 млн. руб., а также о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенного лесного участка на площади более 2 га.

Решением Ноябрьского городского судаот 27.01.2020 требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

На данное решение представителем АО «Газпромнефть-ННГ» подана апелляционная жалоба, которая с учетом позиции прокуратуры оставлена судом Ямало-Ненецкого автономного округа без удовлетворения.

Фактическое исполнение решения суда поставлено на контроль в Ямало-ненецкой природоохранной прокуратуре.

 

 

  • X
    17.06.2020
  • w
    1970
  • t
    Среднее время прочтения: 1 мин
Нашли ошибку в тексте?

Выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика