x Закрыть
x
Прокуратура города. Разъяснение законодательства.

С 01.10.2019 в Российской Федерации изменилась структура судебной системы

 

В соответствии с решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2019 в Российской Федерации с 01.10.2019 начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный военный суд, апелляционный военный суд и Центральный окружной военный суд.

Введение новых судов будет способствовать укреплению независимости судей и повышению эффективности правосудия. 
Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает жалобы сторон на решения судов, не вступившие в законную силу, при этом вместо Верховного Суда Российской Федерации будет проверять дела, которые по первой инстанции рассматривали суды субъектов (например, уголовные дела о терроризме).

 

Кассационный суд полномочен рассматривать кассационные жалобы, на вступившие в силу решения нижестоящих судов, при этом к нему перейдут полномочия президиумов судов субъектов Российской Федерации по проверке вступивших в силу судебных актов. 
Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции - от 14 до 21 субъекта РФ.

 

В кассационных судах вводится принцип «сплошной кассации», который предусматривает коллегиальное рассмотрение жалоб в судебном заседании без предварительного их отбора.

Гражданам обеспечено дистанционное участие в рассмотрении кассационных и апелляционных жалоб: при подаче гражданином соответствующего ходатайства в ближайший суд общей юрисдикции, суд свяжет заявителя с вышестоящей инстанцией по системе видеоконференц - связи, которой оборудованы все суды.

 

 

Новые правила оформления европротокола без участия сотрудников полиции

С 1 октября 2019 года на всей территории Российской Федерации вводятся новые правила оформления европротокола без участия сотрудников полиции.

Оформить ДТП можно будет в электронном виде через портал государственных услуг (федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).

В случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции для получения возмещения до 100 тыс. рублей при наличии разногласий или до 400 тыс. рублей при отсутствии разногласий страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью мобильного приложения или системы ГЛОНАСС.

 

Страховщики обязаны обеспечивать непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о ДТП. Неполучение страховщиком сведений о ДТП, зафиксированных его участниками и переданных в АИС ОСАГО, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы 100 тыс. рублей.

 

Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внес в КоАП РФ новые поправки и затронул не только профессиональных перевозчиков, но и компании, которые используют транспорт для собственных нужд.

Так, если установить время управления транспортным средством и время отдыха водителей с нарушением требований НПА, должностных лиц оштрафуют на сумму от 7 тыс. до 10 тыс. руб. Компания заплатит от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Сейчас за нарушение режима труда и отдыха КоАП РФ предусматривает наказание только для водителей. Что касается юрлиц, то случалось, когда их привлекали к ответственности по общей норме о нарушении трудового законодательства. По ней могут вынести предупреждение или оштрафовать. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для компаний - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

 

Еще одна поправка касается, в частности, выпуска на линию транспорта без тахографа, если он обязателен. За это компаниям придется заплатить от 20 тыс. до 50 тыс. руб. Штраф для должностных лиц составит от 7 тыс. до 10 тыс. руб. В настоящее время в КоАП РФ есть наказание только для граждан и должностных лиц. Последних штрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

 

 

Установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен срок планирования закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Частью 3.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, которые определены Правительством Российской Федерации, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов. 
Согласно внесенным изменениям, указанный раздел плана закупки должен формироваться на срок не менее чем три года. 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, то есть 01.11.2019.

 

 

Федеральными законами от 26.07.2019 №197-ФЗ, №198-ФЗ и № 3-ФКЗ внесены изменения касающиеся порядка примирения сторон в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве. 

Так, введен новый участник процедуры судебного примирения – судебный примиритель, кандидатура которого определяется по согласию сторон из списка судебных примирителей.

Судебным примирителем может быть только судья в отставке, который включен в Список судебных примирителей. В его полномочия входит ведение переговоров со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучение представленных сторонами документов, ознакомление с материалами дела с согласия суда, дача сторонам рекомендаций в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений, а также осуществление иных действий, необходимых для эффективного урегулирования спора.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Результатом процедуры примирения могут быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления), признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

В случае заключения мирового соглашения, отказе истца от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу подлежит 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50%, судом кассационной инстанции и пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30%.

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 года.

 

Важное новшество в сфере профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних введено Федеральным законом от 26.07.2019 № 208-ФЗ, которым внесены изменения в статью 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Статья 180 УИК РФ, устанавливающая отдельные обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, в новой редакции предусматривает, что в случае освобождения от отбывания наказания несовершеннолетнего осужденного администрация учреждения обязана уведомлять о его предстоящем освобождении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства осужденного.

 

Соответствующее уведомление должно быть направлено не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока принудительных работ или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев – сразу после вступления приговора суда в законную силу.

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 206-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.

Законом установлена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или его смерть.

Теперь воспрепятствование, в какой бы то ни было форме, законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло тяжелые последствия для здоровью пациента, будет наказываться штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

То же деяние, повлекшее смерть пациента, будет наказываться ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Предварительное следствие по указанным делам будет производиться следователями органов внутренних дел РФ.

 

Кроме того, статьи 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» дополнены новым квалифицирующим признаком — совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

 

Федеральным законом от 17 июня 2019 года внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ужесточение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии опьянения (либо сопряженное с оставлением места происшествия), повлекшее по неосторожности тяжкие последствия

Теперь максимальная санкция в виде лишения свободы за такое преступление составляет: в случае причинения тяжкого вреда здоровью человека — от 3 до 7 лет, в случае смерти человека — от 5 до 12 лет, в случае смерти двух и более лиц — от 8 до 15 лет.

Также, введена уголовная ответственность лиц, не обладающих признаками специального субъекта преступления, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта при управлении легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Более строгая ответственность предусмотрена в случае опьянения лица, а также смерти людей. 

Изменения вступили в силу с  28 июня 2019 года. 

 

В соответствии с изменениями в ГПК РФ с 25 октября 2019 года к исковому заявлению необходимо будет прилагать следующие документы:

 

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины; 2) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца; 3) документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом; 4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; 5) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; 6) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 7) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2019 года N 1196 "О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами" установлена обязанность назначенного сопровождающего перед началом движения автобуса убедиться, что дети пристегнуты ремнями безопасности, контролировать использование ими ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне, не допуская подъем детей с мест и передвижение их по салону во время движения.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 1205 "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" установлено, что максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) сокращен с 30 до 15 календарных дней. Нововведения касаются закупок: участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе субъекты МСП; участниками которых являются только субъекты МСП; в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года и применяется в отношении новых закупок.

 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 271-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

С 01.10.2019 на территории Российской Федерации будет действовать запрет на заключение микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа с физическими лицами под залог жилого помещения или доли в нем.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дополнена пунктом 11, которым установлено, что микрофинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом:

а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве.

 

Кроме того, указанным законом расширены полномочия Банка России при осуществлении надзора за деятельностью микрофинансовых организаций внесены поправки в перечень документов для внесения сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.

В частности, определяется, что в случае представления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены следующие меры ответственности:

- предупреждение;

- освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в указанном органе до прекращения срока его полномочий;

- освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

- запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

- запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

 

Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности будет определяться муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ.

 

Определением Верховный Суд РФ от 12.08.2019 № 25-КГ19-7 суд установил, что работодатель обязан установить инвалиду сокращенное рабочее время, даже если он об этом не попросил.

Предметом разбирательства был иск работника организации о взыскании оплаты за сверхурочную работу. При этом, работник указал, что он имел инвалидность II группы, о чем сообщил работодателю. Однако его не перевели на 35-часовую рабочую неделю, из-за чего он несколько лет еженедельно работал на пять часов больше нормы.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, указав, что сотрудник не обращался к работодателю с заявлением об установлении сокращенной рабочей недели, индивидуальную программу реабилитации не предоставлял, подписал дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении графика 8 часов в день и 40 часов в неделю.

Верховный суд РФ с решениями нижестоящих судов не согласился, мотивировав тем, что работодатель знал об инвалидности сотрудника, поэтому обязан был установить ему сокращенное рабочее время самостоятельно. При этом неважно, подавал ли работник соответствующее заявление.

Такая позиция суда вытекает из положений ст. 92 ТК РФ, Конвенции о правах инвалидов, закона о социальной защите инвалидов в РФ, согласно которым одной из правовых гарантий, обеспечивающих реализацию ими права на труд наравне с другими работниками, является сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, предусмотренная для инвалидов I или II группы. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соответственно, установление работнику, являющемуся инвалидом I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени, входит в обязанности работодателя.

 

Определением Верховный Суд РФ 12.08.2019 № 5-КГ19-98 суд установил, что непогода может стать уважительной причиной неявки на работу.

Сотрудник уехал на выходные за город, а в понедельник на работу не вышел. Он объяснил это тем, что из-за снегопада не мог выбраться на автомобиле из деревни. Работодатель его уволил за прогул.

Первая и апелляционная инстанции признали увольнение законным. Сотрудник не проявил должной осмотрительности и добросовестности и не принял мер, чтобы заранее вернуться в город.

Верховный суд не поддержал выводы судов. Он указал, что следовало установить:

- мог ли сотрудник выехать из деревни, в том числе на общественном транспорте;

- что он для этого сделал;

- предупредил ли он руководителя о том, что вынужден отсутствовать;

- не связано ли увольнение с деятельностью сотрудника в профсоюзе;

- учитывал ли работодатель тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение сотрудника.

ВС РФ обратил внимание, что работник пытался выехать в город, например вызвал трактор для очистки дороги. Также он предупредил руководителя по СМС о невозможности добраться на работу. За долгий стаж работы сотрудник неоднократно поощрялся и не имел дисциплинарных взысканий.

 

Суды не исследовали данные обстоятельства, и ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение.

 

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 221-ФЗ внесены изменения в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Указанным законом установлена административная ответственность за навязывание сотрудникам зарплатного банка установлена административная ответственность

За воспрепятствование работодателем осуществлению работником своих прав на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, вводится штраф:

для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

 

для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

 

Верховный Суд Российской Федерации в своём обзоре, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 указал, что обращение работника в ГИТ может быть уважительной причиной пропуска срока подачи иска

Такую позицию Верховный суд обозначил в п. 10 обзора судебной практики.

Уволенный работник обратился в инспекцию труда. Там ему указали на возможность пойти в суд. Он подал иск, но срок обращения уже был пропущен. Первая и вторая инстанции ему отказали.

 

Верховный Суд Российской Федерации направил дело на новое рассмотрение. Работник правомерно ожидал, что сможет восстановить трудовые права вне суда. После ответа государственной инспекции труда он в кратчайшее время обратился в суд. Такие действия работника наряду с другими обстоятельствами (например, прохождением им лечения) говорят об уважительности причин пропуска срока.

 

 

Федеральным законом от 02.08.2019 № 305-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Предусматривается, что гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

Ежемесячная выплата назначается до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет.

Также устанавливается, что осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается, в числе прочего, при достижении ребенком возраста трех лет - со дня, следующего за днем исполнения ребенку трех лет.

 

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

  • X
    03.10.2019
  • w
    1947
  • t
    Среднее время прочтения: 1 мин
Нашли ошибку в тексте?

Выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Яндекс.Метрика